Почему прокат велосипедов и провалился, и был успешен

5 июня 2013 - Велотренер
article93.jpg

Есть две новости. Плохая – из Парижа, хорошая – из Барселоны. В этих городах два года назад почти одновременно стартовали практически одинаковые программы проката велосипедов. И там и там горожане с радостью приняли новшество. Но теперь в одном мегаполисе организаторы говорят о провале и подсчитывают убытки, а в другом рапортуют об успехах и развивают проект. В чём причина? Начнём, как ни странно, с хорошей новости. Система Bicing была запущена в Барселоне в марте 2007 года, и произошло это сенсационно успешно: в течение первых двух месяцев участие в программе приняли 30 тысяч человек, хотя на тот момент было лишь 15 станций выдачи и 200 великов. С тех пор Bicing расширялась и развивалась быстрыми темпами. Как сообщает TreeHugger, в настоящее время в каталонской столице насчитывается 400 станций, 6000 велосипедов и 186 тысяч зарегистрированных "абонентов" (самые оптимистичные прогнозы были на 85 тысяч). Название Bicing объясняется так: bici – велосипед, а ing – англицизм, пришедший от "паркинга" и ему подобных слов (фото Petz Scholtus и сайта marcoshurtado.files.wordpress.com. За два года велопрокат стал в Барселоне дополнительным видом общественного транспорта, которым постоянно пользуются 9% горожан (или 15%, если не считать пожилых людей и детей). Само собой, таких впечатляющих успехов система ни за что не добилась бы, если б не оперативное реагирование её создателей и городских властей. С учётом роста были расширены существующие велосипедные дорожки и созданы новые (есть 225 км, а вскоре будет 320), оборудованы стоянки, причём защищённые от угонов. Улучшали и сами велосипеды, которые стали удобнее и безопаснее, их теперь сложнее украсть. Кроме того, с целью повышения качества услуг персонал Bicing был расширен на 50%, появилась бесплатная помощь клиентам. Немаловажно и то, что всю необходимую информацию зарегистрированные пользователи Bicing могут получить на её сайте: увидеть местонахождение станций, узнать, сколько велосипедов доступно в каждой из них в данный момент, почитать "историю аренды" взятого ими байка, просмотреть карты с существующими велосипедными дорожками и так далее. Есть всё вплоть до прогноза погоды. Вместе с тем были зафиксированы инфраструктурные и прочие проблемы. Например, поскольку Барселона — довольно холмистый город, большинство людей предпочитают скатываться на великах вниз, а в гору добираться на метро, что приводит к недостатку велосипедов в верхней части города. Также явно ощущается нехватка пространства для парковки вблизи пляжа в выходные дни. Bicing занимается преодолением этих трудностей – к примеру, в гору байки завозят микроавтобусы. Красным выделены станции, на которых нет ни одного велосипеда. Кликнув на зелёный пункт, можно видеть, сколько байков используется, а сколько свободных. Кстати, туристам в Bicing вход заказан, они могут воспользоваться услугами других прокатных контор, которые таким способом защитились от недобросовестной конкуренции (иллюстрации с сайтов cat.bloctum.com и cat.bloctum.com). Ещё оказалось, что велосипеды прилично изнашиваются: специалисты Bicing ремонтируют примерно по 400 великов в день, или 11 тысяч в месяц. Но это, по их мнению, не беда. Годовой абонемент в Барселоне стоит 24 евро. За эти деньги человеку выдают карту на получение велосипеда. Первые 30 минут использования – бесплатны, а если велик нужен на больший срок, оплата составляет 30 евроцентов за каждые полчаса. Максимальное время использования велосипеда – 2 часа, иначе начинает капать штраф по 3 евро в час, что в конечном счёте ведёт к аннулированию членства в системе. Наряду с новостями об успехах испанской программы стало известно о провале аналогичной инициативы во французской столице. Два года назад мы опубликовали материал под заголовком "Париж вслед за Лионом падёт под натиском велопроката", однако, как сообщает BBC, всё произошло с точностью до наоборот – под натиском парижан пал велопрокат. Велосипеды парижской системы местного производства. Они весят аж по 22,5 кг, имеют три скорости, светодиодные фонари, питающиеся от динамо-машины, и корзину перед рулём (фото с сайта anonymous.coward.free.fr). Серьёзнейшие проблемы проекта V&eacutelib' (velo + liberte = "Велосвобода") начались всего через 18 месяцев после, казалось бы, успешного его запуска в июле 2007-го. Горожане встретили идею с энтузиазмом, к тому же мэр Парижа Бертран Деланоэ (Bertrand Delanoe) заявил, что велосипеды являются частью мер, направленных на то, чтобы сделать столицу "зелёной". Дескать, да здравствуют экология и здоровье людей. По данным на февраль парижская статистика такова. В городе действуют 1450 станций с 20 тысячами велосипедов (говорят, это крупнейшая такая сеть в мире), коими обитатели французской столицы воспользовались 42 миллиона раз. Однако 7800 байков за это время "исчезли", то есть их, скорее всего, банально спёрли. (Каждый, между прочим, стоит 400 евро.) Кроме того, 11 600 великов пострадали от вандалов. В день приходится ремонтировать по 1500 велосипедов, а брошенных где попало находят штук по 20 в день. Говорят, в Париже станции проката велосипедов понатыканы очень плотно, буквально через каждые 300 метров. Возможно, такое отношение горожан к "общим" великам отчасти вызвано тем, что байки просто-напросто кой-кому мозолят глаза (фото с сайтов montrealavelo.files.wordpress.com, avmaroc.com, bikeblognyc.com). Вместе с тем на YouTube стали появляться видеоролики (вроде этого), в которых показано, как велибовские велики просто издевательски изничтожаются: на них скатываются с лестниц, выполняют трюки а-ля BMX, бросают в реку и так далее. Плюс ко всему за первый год три человека на арендованных велосипедах погибли, а от автомобилистов посыпались жалобы на то, что клиенты V&eacutelib' не соблюдают ПДД. Всё это идёт вопреки прогнозам и крайне расстраивает корпорацию JCDecaux, которая взялась за финансирование V&eacutelib' в обмен на 10-летнюю лицензию, предусматривающую размещение рекламы на 1628 билбордах в Париже. Компания заявила, что её расходы на содержание проекта настолько велики, что частный бизнес не может справиться в одиночку, "ибо налицо проблема несоблюдения общественного порядка". JCDecaux, пострадавшая и от мирфинкризиса, желает пересмотреть контракт с городом, поменять бизнес-модель и переложить затраты на замену украденных велосипедов на муниципальные власти. Переговоры идут. Тарифы в Париже почти не отличаются от расценок в Барселоне. Первые полчаса точно так же бесплатны, дополнительные 30 минут – 1 евро, добавочный час – 2 евро. При долгосрочном пользовании: годовой абонемент дороже испанского на 5 евро (29), один день аренды обходится в 1 евро, неделя – в пять (фото Hamilton/REA и с сайта forum-auto.com). Любопытно, что с 2007 года аналогичные схемы аренды байков действуют во многих европейских городах, например, в Брюсселе, Копенгагене, Люксембурге, Стокгольме, Берлине, Франкфурте, Кёльне, Штутгарте, Хельсинки, Осло, Вене и так далее. Да в том же французском Лионе всё в порядке, а Париж так некрасиво ославился. Между тем за парижской историей внимательно следят в Лондоне, Мельбурне и Дублине, где собственные системы велопроката должны заработать через год-два. Стало быть, есть повод задуматься: почему в Барселоне и Париже внедрение аналогичных по сути систем дало такие разные результаты? Условия аренды-то фактически одинаковые, да и одни велосипеды не лучше других. Может, французы чересчур большую сделали сеть? Если так, то вандализм и воровство захлестнут и другие программы, достигшие таких масштабов. Или слишком много в V&eacutelib' вложили liberte? Однозначных ответов не даёт никто. И в этой связи очень интересно, чем подобный эксперимент мог бы завершиться в России.
Источник: membrana.ru

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Яндекс.Метрика